Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности (далее – Кодекс), представляет собой совокупность моральных и нравственных обязательств и требований, основанных на общепризнанных нормах, которыми эксперты руководствуются в своей деятельности во время проведения процедуры аккредитационной экспертизы образовательной деятельности.
Кодекс определяет правила нравственного поведения специалистов, прошедших процедуру аккредитации, – установления полномочий физического лица в качестве эксперта на право привлечения к аккредитационной экспертизе образовательной деятельности по основным образовательным программам.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета аккредитационного органа и экспертов, принимающих участие в проведении аккредитационной экспертизы в составе экспертных групп, повышению доверия образовательных организаций к результатам деятельности экспертов, обеспечению единой нравственно-правовой основы для согласованных и эффективных действий при проведении аккредитационной экспертизы.
Основные принципы профессиональной этики эксперта
I. Общественные интересы:
- Интересы общества, интересы образовательных организаций являются главным критерием профессиональной деятельности эксперта. В своей деятельности эксперт следует моральным принципам честности, доверия, справедливости, уважения, надежности и ответственности;
- Эксперт не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп, действовать в пользу частных интересов, во вред обществу, ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности.
II. Профессиональная компетентность:
- Эксперт обязан отказаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих профилю его деятельности;
- Эксперт несет ответственность за обоснованность своих заключений и выводов;
- Эксперт обязан поддерживать необходимый уровень своей профессиональной компетентности.
III. Исключение корыстных действий:
- Честное и бескорыстное исполнение своих обязанностей;
- Неподкупность эксперта.
IV. Объективность, независимость:
- Заключения, выводы, рекомендации эксперта должны базироваться на объективной информации;
- Недопущение чьей-либо личной предвзятости и пресечение давления с любой стороны в любой форме на объективность суждения экспертов;
- Соблюдение твердости и принципиальности при оформлении отчетной документации вопреки возможному давлению с целью внесения изменений в результат проверки.
V. Правила взаимодействия с представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- Сдержанность и терпеливость;
- Исключение панибратских отношений, грубости, нетактичности;
- Уважение решений коллег;
- Требование предоставления полной и объективной информации. Эксперт несет ответственность за сокрытие, фальсификацию данных и в том случае, если не настаивал на полной информированности;
- Умение четко действовать и принимать решения в стрессовых ситуациях;
- Не допущение публичных заявлений о ходе и предварительных результатах экспертизы.
VI. Конфиденциальность информации:
- Сохранение в тайне конфиденциальной и служебной информации;
- Не использование конфиденциальной информации в личных интересах, интересах третьих лиц;
- Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях: когда это разрешает образовательная организация с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть; и когда это предусмотрено нормативными правовыми актами или решениями судебных органов.
VII. Взаимоотношения с коллегами:
- Не обсуждать личные или профессиональные качества своих коллег, а также давать оценку их работы;
- Не представлять для публичного обсуждения или опубликования сведения, порочащие своих коллег;
- В ситуациях конфликта и проявления противоречивых оценок обеспечивать честное обсуждение всех (в том числе и противоположных) мнений, избегать столкновения интересов, решать все спорные вопросы на основе фактов и открытости, придерживаться коллегиальной модели принятия решений.